2lumpsofsugar (2lumpsofsugar) wrote,
2lumpsofsugar
2lumpsofsugar

Category:

2 писателя в "Читальном зале": встреча с читателями, чтения, интервью и немного депрессии

Кто из вас регулярно бывает на встречах с мастерами художественной прозы или поэзии? Вот и я #впервые попала на такое мероприятие благодаря moscultura. Несмотря на неоднозначное впечатление, ни капли не жалею о времени, проведенном в компании двух современных российских писателей - Марины Степновой и Александра Цыпкина - и искренне благодарна организаторам и @atlanta_s за эту возможность. Ну, а теперь к делу!


Встречи с современными авторами в московских библиотеках проходят регулярно. Другой вопрос, что побывать на встрече с автором первой величины непросто. Ну, и, конечно, такая встреча может быть интересна читателю, если он окрылен творчеством автора и жаждет живого общения. В противном случае встреча с автором просто не имеет смысла. Но я была приглашена на мероприятие "Читальный зал с Александром Цыпкиным" в качестве прессы и даже не была знакома с творчеством обоих писателей. Правда, роман Марины Степновой начала читать в день мероприятия и дала себе слово его закончить. К Алексадру Цыпкину, очень известной медийной персоне, у меня особое отношение, и главный мой интерес к встрече был как раз связан с ним.

Цыпкин в последние годы активно продвигает свой проект "БеспринцЫпные чтения", в которых участвуют российские актеры первой величины, например, его постоянный партнер К. Хабенский, читая как рассказы самого Цыпкина, так и произведения других авторов. Этот проект в РГБ (бывшая Ленинка) называется "Читальный зал", что символично, раз его площадкой является российская библиотека №1. Александр Цыпкин приглашает на встречу современного российского писателя, берет у него интервью, оба читают публике рассказы, а в конце встречи отвечают на вопросы из зала, которые можно передавать с помощью записок или задавать в микрофон.

Я была приглашена на встречу с писательницей Мариной Степновой. В ее послужном списке - роман "Женщины Лазаря", получивший 3ю премию "Большой книги" и входивший в шорт-лист "Русского Букера". Именно его я начала читать, но пока, к сожалению, не прониклась. Чувствуется, что материал очень достойный и профессиональный, но ни язык, ни сюжет, ни эпоха повествования восторга не вызвали. Не впечатлил меня также и рассказ, который читала Марина в тот вечер публике. Но, похоже, я была в меньшинстве, и это меня радует. Значит, в "Читальный зал" пришли правильные люди, а писатель нашел своего читателя.

А Цыпкин в тот вечер был многолик. Он выступил в качестве модератора и интервьюера, читал свой рассказ "Мадо", который впечатлил меня гораздо больше рассказа Степновой, но только поначалу. Кончился рассказ, к сожалению, "за упокой" согласно концепции. Но в целом выступление Александра вносило заметное оживление в ход встречи, и если бы ни его конферанс, было бы откровенно скучновато. Марина Степнова при всем ее писательском таланте не обладает харизмой и общение с ней не было особенно интересным. В этом есть определенная доля вины и самого Цыпкина, который, на мой взгляд, не очень хорошо отработал интервьюером. Вопросы были довольно банальные и часто неинтересные.

В начале встречи обсудили аспект "писатель и деньги". Озвучили и без того очевидную для многих ситуацию, в которой российский автор вряд ли может себя прокормить писательским трудом и зарабатывает обычно чем-то другим - в смежной или совершенно не связанной с писательством профессии. Мы узнали, что основной доход Марине Степновой приносит ее деятельность сценариста, а также она преподает писательское мастерство в Высшей школе экономики.

А в конце встречи, после читки рассказов, обсудили хорошего человека - именно эта тема развивалась в обоих рассказах, которые Степнова и Цыпкин вынесли на суд публики - и благотворительность - эта тема была одной из главных в рассказе Степновой. Каких-то интересных или оригинальных мыслей и идей в ходе обмена мнениями высказано не было. В общем, ставлю интервьюеру Цыпкину жирный минус, хоть он и пытался разогревать аудиторию и оживлять беседу с Мариной шутками, и часто ему это удавалось.

Читка рассказов была, пожалуй, самым интересным событием всего вечера. Марина, несмотря на куда меньший опыт публичных выступлений перед большой аудиторией, справилась лучше - хотя бы в плане артикуляции. А вот Цыпкин регулярно сглатывал и зажевывал концы фраз, периодически приходилось напрягаться, чтобы понять, что он произнес. Хотя кто-кто, а Александр со своим опытом "БеспринцЫпных чтений" должен был бы, по идее, давать фору Степновой в плане публичных чтений. Но в харизме и в умении держать внимание зала ему, конечно, не откажешь.

В заголовке поста упомянута депрессия. К самой встрече и атмосфере в конференц-зале РГБ, где проводится "Читальный зал", депрессия никакого отношения не имеет. Но пока писатели читали свою прозу, я все пыталась понять причину и природу легкого дискомфорта в душе, которое мденя не покидало в течение всей встречи. Пока не поняла, в чем дело.

Отчасти проблема в атмосфере и стилистике конференц-зала РГБ, где и будут проходить встречи с писателями в формате "Читального зала". Я была изумлена, когда там оказалась: дизайн интерьера застыл глубоко в советских партийных 70х, в то время, как на дворе 2019 год. Это помещение не годится для проведения камерных встреч с авторами. Слишком высокая сцена, слишком далеко находятся посадочные места по отношению к сцене. Двое писателей были на этой сцене, как на льдине, в то время, как зрители наблюдают за дрейфующими на льдине писателями с берега.

Но главное, конечно же, не атмосфера зала, хотя она вносит свою лепту. Главное - ощущение безысходности, безнадеги и депрессивности, которым так и веет со страниц рассказов, которые нам прочли. Эти безнадега, безысходность и депрессивность характерна для многих современных российских прозаиков, и именно она вызывает лично во мне ощутимый дискомфорт. И именно эти мотивы отбивают у меня желание знакомиться с новыми произведениями российских авторов. Беспросвета и безнадеги в жизни среднестатистического российского читателя и так предостаточно. А тут еще и февраль, снег с дождем, ветер и отсутствие солнца. Но, опять же, каждому свое, и многие уходили со встречи окрыленными. Получив автограф или селфи с Цыпкиным:)

Благодарю за предоставленную возможность побывать на творческой встрече с писательницей М.Степновой и А. Цыпкиным moscultura и администрацию РГБ.
moscultura.ru

Tags: #впервые, досуг, отзыв
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Верхний пост

    Привет всем новым читателям моего уютного! Не стесняйтесь ставить лайки, если Вам понравился пост или комент к нему. Если Вы хотите оставить свое…

  • Визит на ГАСТРОФЕРМУ

    Возвращаюсь к традиции писать по выходным о еде :) в субботу после открытия сезона-2020 экскурсий по Москве захотела пообедать, направилась в одно…

  • Ох, нелегкая это работа - исполнять СОВРЕМЕННУЮ МУЗЫКУ!

    Февраль 2020 года у меня выдался особенно музыкальным, а точнее урожайным на музыкальные впечатления. Не припоминаю, чтобы я во взрослом возрасте…

  • ВОЗРАСТ: в 50 на 20, или Бенджамин ДжейЛо-ттон

    Без всяких прелюдий - наткнулась на это на днях в Дзене. Оказывается, есть кудесницы, которые в 50 выглядят на... 20, сами того не подозревая :)…

  • Почему родные и друзья дарят НЕ ТЕ ПОДАРКИ?

    Этот пост родился под влиянием поста френдессы, которая осталась недовольна подарками ко дню рождения. Самый впечатляющий эпизод - подарок от друга -…

  • УБИЙСТВО ли АБОРТ? Позиция государства.

    В конце 2019 года наткнулась на один юридический казус, который наглядно показывает позицию российского государства в вопросе, является ли…

Buy for 30 tokens
Не знаю, как нынешние школьники, а в мое время эту картину хоть раз видел любой школяр. Самая известная картина художника Василия Пукирева - "Неравный брак" - иллюстрирующая и по сей день актуальное социальное явление, имеет очень интересную историю создания, о которой мало, кто знает. В качестве…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments