
Человеку за 50, он семьянин и, как говорят, крепкий профессионал, мастер своего дела. Т.е. человек формально зрелый и состоявшийся. Но его рассуждения и ожидания от жизни и друзей выдают в нем чуть ли не подростка. Он абсолютный инфантил. На протяжении полутора часов я смотрела на него и ужасалась - это действительно портрет типичного (российского?) мужчины? В разговорах с женой он постоянно жалуется и ноет, нуждается в постоянном утешении и одобрении. Как капризный ребенок. Жена постоянно его успокаивает, разговаривает с ним умиротворяющим тоном - "все будет хорошо, у тебя все получится" и прочая лабуда. Все это сопровождается бытовым обслуживанием - жена постоянно наглаживает ему рубашки по ходу действия спектакля.
В своем желании переехать из обустроенной городской квартиры в загородный дом, за который, к тому же, нечем расплатиться (для этого нужно продать квартиру), действует, как законченный эгоист. Он даже не задается вопросом - хотят ли его домашние переезжать из Москвы за город. А зачем? Его личного желания вполне достаточно. Жена как "одна сатана", впрочем, его скорее поддерживает, хотя не особо окрылена идеей переезда. У доктора двое взрослых детей, и он покупает дом с расчетом и на них. Но дочке в этом году поступать в московский вуз; поездки из Подмосковья в Москву на учебу усложнят ей дорогу - под это дело сообразительная девчушка уже планирует раскрутить отца на автомобиль, что еще больше усложнит финансовую ситуацию. Да и продажа квартиры для покрытия расходов на покупку дома может растянуться на длительный срок - это реальность, с которой знакомы многие вынужденные продавцы недвижимости. Но доктор этим вопросом не заморачивается.
Раз уж речь зашла о дочке - пару слов об отношениях отца и дочери. В спектакле несколько однотипных семейных сцен, в которых отец и дочь ссорятся. А точнее, герой Золотовицкого регулярно бывает некорректен и даже груб по отношению к девушке. Так меня поразила сцена с ее именем. Дочь назвали Ульяной в честь бабушки. Имя редкое, красивое но несколько несовременное, и девушка предпочитает вариант "Яна". Так ее называют и друзья. Услышав в телефонной трубке просьбу позвать Яну, доктор сразу не понимает, о ком речь, а потом начинает бушевать в ключе "Таким именем в моем доме тебя называть не будут!" Назвали Ульяной - значит, будешь Ульяной! 21 век. Отец на полном серьезе устраивает разборки по поводу имени дочери и его варианта, более приятного ее слуху и адаптированного к современной жизни? WTF?
В одной из семейных сцен доктор позволяет себе общение с женой и дочерью в стиле "Женщины, замолчите обе!". Ситуационно его реплика отчасти оправдана - он пытается прекратить спор и привлечь внимание к своей точке зрения, но эта уже неуместная в 21 веке и для статуса данной семьи авторитарность и грубость очень режет слух. Доктор производит неприятное впечатление бытового хама. И на фоне этой бытовой авторитарности очень силен контраст в общении доктора с друзьями и знакомыми, в попытке взять у них взаймы. Куда что девается? Где этот нахрап и самодовольство? Они улетучиваются. В общении с внешним миром доктор абсолютно неубедителен, если не сказать жалок. Он как ребенок, который оказался вроде бы недалеко от дома, всего лишь на соседней улице, но уже в незнакомой и непредсказуемой обстановке, и это его обескураживает.
Вернемся к инфантилизму 50+ -летнего мужчины. В попытке получить у друзей денег взаймы на покупку дома доктор не потрудился придумать ни одного убедительного аргумента, почему ему это действительно нужно и почему ему действительно следует помочь. А зачем заморачиваться, когда 4Д - Друзья Должны Дать в Долг. Вот просто дайте и все. А они почему-то не дают. Вот гады!
3Д Гришковца: дом, друзья, деньги. ЧАСТЬ I.
3Д Гришковца: дом, друзья, деньги. ЧАСТЬ III.
Journal information