2lumpsofsugar (2lumpsofsugar) wrote,
2lumpsofsugar
2lumpsofsugar

Театр "Шалом" показал "Плохих евреев"


Моя третья попытка увидеть спектакль "еврейской" тематики оказалась пока самой удачной, хотя я все еще в надежде увидеть что-то сочное и самобытное, с характерным еврейским юмором. А пьеса "Плохие евреи" американского драматурга Джошуа Хартмана хоть и обладает говорящим названием, но специфического национального колорита там практически нет, кроме того, что герои пьесы - четверо молодых людей, выясняют друг с другом отношения из-за семейной реликвии только что умершего деда. Словосочетание "дедушкин хай", которое можно часто услышать по ходу действия, прочно въедается в мозги и вряд ли когда-то его теперь забудешь :) Как оказалось, это амулет, символизирующий счастье, который еврейский дедушка 2 года хранил во рту, будучи в концлагере. Этот эпизод как-то сразу навевает аллюзию на "Криминальное чтиво", где отец Бутча тоже прятал свою реликвию в плену, правда, совсем в другом месте.

"Плохие евреи" заявлены, как "комедия для умных". Возможно, я недостаточно умна для этой пьесы, но смешного там очень мало, это не в упрек. Все же это скорее драма, а не комедия. Герои очень активно конфликтуют на протяжении всей пьесы. Две девушки и двое молодых людей оказываются в одной крохотной, но престижной квартирке-студии с видом на Гудзон и ссорятся по любому поводу - начиная от бытовых мелочей (потому что тесно и характеры сложные) и продолжая поводами посерьезнее, например, дележка наследства. Впрочем, претензии главной скандалистки спектакля, молодой еврейки Дафны, распространяются исключительно на тот самый дедушкин хай, который она, впрочем, не получает, потому что он оказывается в руках одного из первоочередных претендентов на наследство - ее двоюродного брата Лайэма, который тот еще упертый баран и не хочет отдавать Дафне дедушкину реликвию. Вовсе не потому, что она ему так дорога (ему вообще не особенно дорога память о дедушке и он не горит желанием соблюдать традиции и обычаи своего народа). Просто он уже решил подарить его своей невесте, сделав ей предложение. С чем Дафна никак не может согласиться, но и поделать тоже ничего не может.


Для меня самым интересным в пьесе стала именно коллекция 4 разных характеров молодых людей примерно одного возраста и одного социального положения. Скандалистку Дафну я уже упомянула; девушка обладает удивительной способностью ссориться со всеми и по любому поводу и испытывать терпение даже самых флегматичных и неконфликтных персонажей, каким является ее двоюродный брат Джона. Женщина-баран, женщина-скандал, женщина-пила. В России этот характер очень распространен (а, возможно, и не только в России) и тем самым умным, которым адресована комедия "Плохие евреи" лишний раз полезно взглянуть на себя со стороны :) Выглядит это, конечно, ужасно.


А тот самый флегматичный Джона тоже характерный персонаж: ему проще согласиться с тем, с чем он не особо и согласен, чем отстаивать свою позицию. Поэтому, чтобы не скандалить со склочной Дафной, он соглашается с ней, а когда приходит надменный и доминантный брат Лайэм, Джона под его нажимом принимает его сторону. Но в финале пьесы именно он из всех троих "плохих евреев" оказывается самым правильным и хранит память о деде-узнике концлагеря по-настоящему, а не формально, с пеной у рта требуя семейную реликвию, как Дафна.

Итак, "плохой еврей" - это тот еврей, который не чтит обычаев и традиций своего народа и своей семьи, не стремится их соблюдать и передавать следующим поколениям. Очевидно, что это понятие общечеловеческое и применимо к любой нации, которая сохраняет свою идентичность. Другое дело, что времена меняются и многие традиции и обычаи сложно совмещать с реалиями современного мира и еще неизвестно, что хуже - с пеной у рта требовать формального соблюдения обычаев порой вопреки здравому смыслу, как это делает Дафна, или жить в свое удовольствие и в соответствие со своими планами и потребностями, совершенно не считаясь с религиозными чувствами членов своей семьи, как это делает Лайэм. Примерно вокруг этого и развивается конфликт на протяжении всего спектакля.


В итоге - много молодой энергии и кипения страстей на сцене, яркие, интересные характеры, минималистичные декорации в духе авангардных постановок, неожиданный и очень эффектный финал (намеренно не пересказываю - вдруг захотите посмотреть!). Хотя, честно говоря, чего-то не хватает - какой-то изюминки, куража... То ли проблематика пьесы тяжелая и не дает взлететь. Но в целом очень неплохо - есть над чем задуматься, причем каждому зрителю о чем-то своем.

За приглашение на спектакль "Плохие евреи" благодарю сообщество moscultura, tushinetc и, собственно, пиар-службу театра "Шалом" в лице Антона Трубкина. Очень хочется увидеть на сцене театра что-то еще интересное и не менее впечатляющее.
https://moscultura.ru/

Tags: досуг, отзыв, театр
Subscribe

Posts from This Journal “отзыв” Tag

promo 2lumpsofsugar august 31, 2017 09:01 50
Buy for 30 tokens
Что может делать взрослый человек в будний день в одиннадцатом часу вечера на фудкорте одного из самых посещаемых московских ТЦ? Собираться с силами после вечернего шопинга после работы, чтобы выдвинуться в сторону дома. А вот что делают в это время на этом же фудкорте дети 8-14 лет без…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments