2lumpsofsugar (2lumpsofsugar) wrote,
2lumpsofsugar
2lumpsofsugar

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ: свободные места и льготный проезд




Почему молодежь не уступает места пожилым людям?
Наше юношество регулярно упрекают в отсутствии уважения к старшим, что выражается, в частности, в неуступании пожилым пассажирам мест в общественном транспорте. Проще говоря, подростки сидят-втыкают в смартфоны, а бабульки-дедульки стоят рядом и вздыхают. А с чего бы юнцам собственно кому-то места уступать, если родственники их этому не учат?


На днях чудесный эпизод наблюдала в троллейбусе Б. Входят бабушка и внук лет 7. Свободное место в салоне одно. Внучок играет в игру на телефоне, на автомате садится, бабушка встает рядом, даже не пытаясь пристроить на сиденье довольно увесистую дамскую сумку. Бабушка лет 60, выглядит хорошо, может, ей и не сложно постоять несколько остановок, но со стороны эта картина странно смотрелась - я к тому, что конек-горбунек мог бы бабушке предложить присесть. Но ему это и в голову не приходит, потому что ему до сих пор, очевидно, в попу дуют.

Но это не самое интересное! Бабушка с внуком перемещаются на освободившуюся пару сидений. Конек-горбунек у окна, бабушка с краю. Входит новая порция пассажиров, среди них молодая пенсионерка с палочкой. В процессе броуновского движения пассажиров по свободным местам дама с палочкой не успевает присесть на удобное место с краю. Начинает охать и ахать, выражать недовольство. И тут бабушка горбунька встает и уступает место даме с палочкой. Корбунек весь в телефоне, на окружающий мир не реагирует. Ну, и кому он будет уступать места 5-10 лет спустя? Если для него нормально сидеть, когда стоит родная бабушка.

Другой троллейбус. Входит очень пожилой мужчина, лет 80, не меньше. Все места заняты, он продвигается в конец салона, где сидят двое тинейджеров. Становится прямо напротив них, прямо-таки буровит их взглядом - пацаны ноль внимания. Та же история - кто их учил уважать старость и соблюдать правила поведения в общественном транспорте?

Квоты на места для льготников в общественном транспорте
Здесь вы можете спросить меня - а что же ты не встала и не уступила место пожилому человеку? Поясню свою позицию, которая впрямую не имеет отношения ни к моральным принципам, ни к состраданию, ни к уважению старости. Я, как и многие пассажиры, оплачиваю 100% стоимости проезда. Следовательно я имею полное право ехать сидя, если мне удалось найти свободное место в салоне. У нас на одного пассажира со 100% оплатой проезда может приходиться по 4-5 льготников (школьники, пенсионеры, другие категории граждан, имеющие право бесплатного проезда в общественном транспорте) и лиц, которым надлежит уступать место (беременные, пассажиры с детьми). Это нелогично: почему я должна платить 100% стоимости проезда и при этом иметь чуть ли не меньше всех прав присесть на свободное место? Бред.


Не знаю, как решается этот вопрос в цивилизованных странах, где население активно пользуется общественным транспортом. Я считаю, в правила пользования общественным транспортом можно ввести квоту на на сиденья для льготных категорий граждан, имеющих приоритетное право на сидячие места. Например, в Мадриде и Барселоне я видела в автобусах специально помеченные сиденья (выкрашенные в цвет, отличный от основного цвета сидений), для пенсионеров, инвалидов и пассажиров с детьми. На них либо никто не садится, либо их тут же освобождают, как только в салон входит пожилой человек или родитель с маленькими детьми. Если в салоне много народу и спецместа уже заняты пенсионерами и родителями с детьми, то другие старички или пассажиры с детьми едут стоя и спокойно ждут, когда освободится место. Любой пассажир может уступить им свое сиденье, но это происходит добровольно, никто не стоит ни у кого над душой и не проклинает.


Итого, 4-8 мест (в зависимости от размера салона), отмеченных специальным цветом, строго для определенных категорий граждан. Остальные места пассажиры занимают НА ОБЩИХ ОСНОВАНИЯХ. Мне категорически не нравится идея платить полную стоимость за проезд и ощущать себя при этом на птичьих правах, когда любой пенсионер или родитель с ребенком имеет право потребовать, чтобы я уступила ему место. Особенно впечатляют подобные претензии от бабуль, которые бегом догоняют уходящий транспорт с тяжеленными тележками наперевес или от мамашек, входящих с оравой через среднюю дверь и не оплачивающих проезд - ни за детей, ни за себя.

Единый по льготной цене для школьников и студентов - отдельный разговор. Помню, во времена моего студенчества он стоил сущие копейки. Я считаю, такие билет должны быть без права посадки. Получается, что учащаяся молодежь потребляет услугу в полном объеме, как и налогоплательщик, но платит в несколько раз меньше. Логично, что тот, кто оплачивает 100% стоимости услуги, должен иметь преференции. Потому что ситуация, в которой права и возможности полновесного плательщика регулярно урезаются и ущемляются, абсурдна и рано или поздно вызывает негатив (скандалы между гражданами в общественном транспорте). А иногда добросовестные плательщики становятся зайцами - а смысл платить, если при этом чувствуешь себя дураком, когда ты платишь и едешь стоя, а льготники и бесплатники едут сидя?
Tags: i wonder why, бесит!, люди, манеры, мои суровые будни, наземный транспорт
Subscribe
promo 2lumpsofsugar июль 17, 06:01 41
Buy for 20 tokens
Уже не первый год столицу активно реконструируют в рамках программы "Моя улица". В этом году все, чья жизнь так или иначе связана с центром Москвы, ощутили все "прелести" реконструкции на себе. Пробки, перегороженные тротуары, строительная пыль... Нервы у многих на пределе. Итак, поиск клада
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments